?

Log in

No account? Create an account

Александр Камакаев

фотограф, EFIAP/b, член Союза фотохудожников России

Previous Entry Share Next Entry
Футуристическая фотография
kamakaev
Оригинал взят у Виктор Малышко в Футуристическая фотография
Издательство "Гилея" выпустило сборник манифестов "Второй футуризм". Среди прочего глаз зацепился за текст "Футуристическая фотография", подписанный Маринетти и Тато (Сансони).
===
Ф. Т. Маринетти, Тато. Футуристическая фотография
Фотография пейзажа, человека или группы людей, обладающая гармонией, деталировкой и такой характерностью, что можно сказать: "Как картина" -- это для нас вещь абсолютно преодолённая.
После фотодинамизма или фотографии движения, созданной Антоном Джулио Брагалья в сотрудничестве с его братом Артуро и представленной мною в 1912 году в римском зале "Пикетти", а затем повторённой фотографами-авангардистами всего мира, нужно реализовать следующие новые фотографические возможности:
1. Драма неподвижных и подвижных объектов, драматическое смешение подвижных и неподвижных объектов.
2. Драма теней от объектов, оторванных от самих объектов и контрастирующих с ними.
3. Драма очеловеченных, окаменённых, кристаллизованных или вегетализованных объектов с помощью маскировок и специального света.
4. Спектрализация некоторых частей тела человека или животного, отделённых друг от друга или алогично соединённых.
5. Соединение воздушных, морских и земных перспектив.
6. Соединение ракурсов снизу вверх и сверху вниз.
7. Неподвижные и подвижные наклонения объектов, человеческих тел и животных.
8. Подвижное или неподвижное подвешивание объектов и их пребывание в равновесии.
9. Драматические несоразмерности подвижных и неподвижных предметов.
10. Любовные или насильственные взаимопроникновения подвижных или неподвижных объектов.
11. Прозрачное или полупрозрачное наложение людей и конкретных предметов и их полуабстрактных призраков с симультанностью воспоминания сна.
12. Безмерное увеличение мельчайшей, почти не видимой в пейзаже вещи.
13. Трагическое или сатирическое представление активности с помощью символики скрытых в изображении объектов.
14. Композиция совершенно неземных, звёздных или медиумических пейзажей с помощью толщины, эластичности, мутных глубин, чистой прозрачности, алгебраических или геометрических величин в отсутствие чего-либо человеческого, растительного или геологического.
15. Органическая композиция разных состояний души человека с помощью интенсивной выразительности самых характерных частей его тела.
16. Фотографическое искусство замаскированных объектов, которое должно развивать военное искусство маскировки, имеющее целью обмануть наблюдателей с воздуха.
Все эти исследования должны заставить фотографическую науку всё больше вторгаться в чистое искусство и автоматически поддерживать его развитие в области физики, химии и войны.
16 апреля 1930
=== Перевод Екатерины Лазаревой

Текст можно сопроводить рядом фотографий Боччони, Брагальи, Сансони, Деперо, Вульц, показывающих, что программа, заявленная в манифесте была почти целиком выполнена. Возможность усмотреть заимствование и развитие этих идей фотографами за пределами круга итальянских футуристов предоставляю самому читателю.
В 2008-м году коллекция футуристических снимков демонстрировалась в ГМИИ. На фотографере был помещён отзыв одной из колумнисток. Там сказано, что фотография находилась на периферии внимания футуристов, что после публикации перевода на русский язык выше приведённого манифеста можно поставить под сомнение. После его прочтения сложно согласиться с тем, что «устремленные в будущее ниспровергатели ценностей и поклонники всего прогрессивного выступают в области фотографии отъявленными традиционалистами — противниками включения нового метода в «область искусства»». Как написано в колонке, Боччони и Брагалья сошлись на том, что фотография противна футуризму. Это несколько странно, так как Боччони в течение ряда лет препятствовал присоединению к группе футуристов братьев Боччони -- изобретателей фотодинамизма, указанного авторами манифеста как заметное достижение. С чего бы противникам соглашаться? Слова Боччони выражают его собственную позицию, а не установку группы. Брагалья, в свою очередь, выражает не презрение к фотографии, а устремление в противоположном направлении от позиции классической фотографии, тяготеющей к замораживанию окружающей действительности фотографическими средствами.